Для представления основных идей и результатов новой книги профессора В.А. Светлова, которая, на мой взгляд, представляет настоящий теоретический переворот в одной из самых социально востребованных в настоящее время наук, необходимо сначала хотя бы кратко обрисовать те условия, благодаря которым она смогла появиться.
Начало восьмидесятых годов прошлого столетия ознаменовалось невиданным ранее взрывом общественного и научного интереса к анализу и разрешению конфликтов. Нельзя сказать, что такого интереса не было раньше. Социальная и психологическая мысль, каждая в пределах своей парадигмы, на протяжении всего предыдущего столетия периодически
обращалась к проблеме конфликта, но никогда не придавала ей, за редким исключением, самостоятельного и тем более приоритетного статуса в социально-психологическом знании. Общественное мнение, в основном под влиянием различных социальных потрясений, также проявляло интерес к тому, что такое конфликт и как он может быть успешно разрешен. Однако этого интереса
было явно недостаточно для институционализации конфликтологии - теории анализа и разрешения конфликтов в качестве самостоятельной научной дисциплины и актуальной общественно-значимой деятельности.
Но последние двадцать лет радикально изменили указанное положение и создали все предпосылки для того, чтобы превратить конфликтологию из разнесенной по различным "ведомствам" и подчиненной науки в настоящего лидера социального и психологического знания. В ответ на общественный запрос возникли и продолжают возникать новые учебные и исследовательские
институты, консалтинговые центры и группы по анализу и разрешению конфликтов, посредничеству и медиаторству в самых различных сферах социальной жизни. Началась целенаправленная подготовка специалистов-конфликтологов. Стала издаваться необходимая литература и выходить журнальная периодика. Сформировалась и успешно реализуется в ряде регионов России общественная программа
с чрезвычайно большими возможностями по регулированию и мирному разрешению социальных конфликтов под названием "Альтернативные (несудебные) формы разрешения конфликтов".
Но чтобы эти предпосылки, очень важные сами по себе, привели к институционализации конфликтологии, необходимо еще одного условие ѕ она должна, наконец, из конгломерата сведений из различных отраслей общественного знания превратиться в подлинную науку, со своим предметом, теоретическими законами, логико-математическим аппаратом
моделирования и вывода эмпирически надежных объяснений и предсказаний. Лишь отдельные выдающиеся умы, такие как Г. Зиммель, Л. Коузер, Р. Дарендорф, Дж. Бэртон, пробовали с большим или меньшим успехом решить эту задачу. Несмотря на множество высказанных при этом проницательных мыслей главный результат этих попыток оказался в общем неутешительным: стало ясно, что нельзя построить
теорию анализа и разрешения конфликтов в терминах и предпосылках какой-либо одной частной науки ѕ будь то психология, политология, теория управления, или социология. Теоретический и методологический базис конфликтологии значительно шире концептуальных оснований любой отдельно взятой социальной, гуманитарной или психологической науки.
С созданием в первой половине прошлого столетия Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном теории игр у некоторых математиков, ориентированных на анализ прикладных проблем, возникли надежды представить эту дисциплину универсальным методом анализа и решения конфликтологических проблем. Однако этим надеждам не суждено было сбыться
из-за быстро обнаружившихся ограничений теоретико-игрового подхода в целом. В своем классическом виде этот подход не позволял в антагонистических играх находить кооперативные решения. Это существенно ограничивало поиск стабильных решений конфликтов. Имелись и другие недостатки. Последние тридцать лет ознаменовались значительной адаптацией теории игр к практическим потребностям анализа
и разрешения конфликтов. Однако даже в нынешнем состоянии эту теорию вряд ли можно назвать общей методологией моделирования и анализа конфликтов. Сказанное о теории игр тем более истинно для других математических дисциплин. Таким образом, все попытки использовать существующие математические методы для анализа и решения конфликтов можно считать неудовлетворительными: ни одна из современных
математических теорий в их нынешнем состоянии не способна обеспечить общий язык и технику полноценного моделирования и анализа моделей социальных, психологических и иных конфликтов.
Быстрый рост прикладных исследований по анализу и разрешению конфликтов, явные успехи прикладной конфликтологии, общественная востребованность в управлении конфликтами и почти полное отсутствие прогресса в области теоретической конфликтологии создали к началу нынешнего столетия настолько сильный диссонанс, что он просто был обязан разрешиться появлением книги, подобной рецензируемой.
В начале 90-х, когда В.А. Светлов только начинал работу над вызвавшим большой резонанс учебным пособием "Практическая логика", ему понадобилось около двух печатных листов и одного месяца работы, чтобы в доступной форме изложить первые результаты по логике общения и разрешения конфликтов. Примерно через 9 лет небольшая глава превратилась в самостоятельное и оригинальное исследование по теории конфликта.
С самого начала акцент был сделан на конструировании единой теории конфликта (для психологов, менеджеров, политологов, юристов, этиков, социологов). Именно это обстоятельство, а также неординарные способности автора не просто обеспечили успех, а привели, не побоюсь употребить это слово, к грандиозному открытию: единая теория конфликта, вопреки осторожным оценкам самого В. А. Светлова, действительно создана,
апробирована и представлена на суд читателя в доступной и увлекательной манере.
Исходной теоретической и методологической установкой исследования В. А. Светлова в целом является системный анализ, дополненный элементами теории графов, теории вероятностей, динамического анализа и теории игр. Такая комбинация позволила автору сформулировать действительные начала единой теории конфликта. Чтобы читатель с гуманитарной ориентацией не пугался, сразу хочу предупредить, что
автор с большим педагогическим талантом излагает суть дела и нигде не превышает объем школьного учебника. Каждая глава самодостаточна, то есть содержит все необходимые определения и объяснения, включает анализ примеров (басен, сказок, притч), специальные приложения, написанные в виде самостоятельных параграфов, которые представляют результаты авторского исследования психологических, социологических, этических и политических конфликтов.
Книга В. А. Светлова - учебное пособие, позволяющее читателю самостоятельно развить навыки теоретического и практического анализа конфликтов.
Под единой теорией конфликта автор понимает последовательность моделей конфликта, связанных друг с другом отношением обобщения и допускающих как самостоятельное, так и совместное использование. Эта последовательность моделей содержит некоторый инвариант знаний, названных фундаментальными теоремами, и в то же время допускает ветвления и новые обобщения. Сочетание неизменного инварианта с гибкостью и
открытостью единой теории конфликта делает ее чрезвычайно мощным средством анализа и решения прикладных проблем.
Каждая глава, за исключением первой, посвящена объяснению определенной модели конфликта, демонстрации ее аналитических и прикладных возможностей. Первая, вводная, глава учебного пособия знакомит читателя с основными результатами всего исследования без специальных подробностей. Ее главное назначение - сформировать у читателя научное понимание конфликта как определенного дисбаланса системы с
особыми структурными, вероятностными, динамическими и теоретико-игровыми характеристиками. Самым интересным результатом этой главы является опровержение ошибочности привычного и распространенного даже в научной литературе представления о конфликте как взаимной борьбе (антагонизме). Вопреки этой точке зрения В.А. Светлов доказывает, что антагонизм - это одна из двух возможных форм разрешения конфликта (другой является синергизм).
Данная глава выступает также своеобразным путеводителем по всей книге.
Конфликт - системное явление, и его структурные, вероятностные, динамические и теоретико-игровые свойства не более чем разные уровни анализа этого явления. Помня о золотом правиле педагогики "от простого к сложному" В. А. Светлов начинает аналитику конфликта в собственном смысле с рассмотрения его структурных характеристик как самых элементарных и общих. Во второй главе строится соответствующая модель
конфликта. Формулируется специальная теорема, объясняющая, при каких условиях система с любым числом элементов (индивидов) находится в состоянии конфликта. Эта теорема обобщает известные результаты по теории структурного дисбаланса и когнитивного диссонанса Ф. Хайдера и Л. Фестингера. Позволяет вычислить все возможные решения любого конфликта. Вызывает интерес доказательство нетривиального утверждения о том, что ни одна система с негативными
отношениями не может быть бесконфликтной, если содержит более двух "полюсов власти". Структурная модель конфликта является самым простым и в то же время чрезвычайно эффективным средством исследования конфликтов. Приходится только удивляться, что ее основные положения не были сформулированы раньше. Самым интересным приложением в этой главе мне показался структурный анализ теории неврозов З. Фрейда (удачно дополненный анализом "Повести о разуме"
М.М. Зощенко и рассказа "Головокружение" К. Чапека).
В третьей главе конструируется вероятностная модель конфликта, обобщающая и развивающая результаты структурной модели. Структурная модель формализует лишь противоположные отношения и связи (типа "любить" и "ненавидеть"). Но в реальной жизни существует градация этих отношений. По этой причине В. А. Светлов предлагает модель, позволяющую различать пять базисных отношений - любовь, позитивное отношение, безразличное отношение,
негативное отношение, ненависть. Исследует условия, при которых различные сочетания этих отношений порождают конфликт. Формулируется соответствующая теорема. Самым интересным из приложений в этой главе мне показался анализ аффективных теорем, символизирующих внутриличностные и межличностные конфликты, "Этики" Б. Спинозы.
В четвертой главе исследуются динамические свойства конфликта. С этой целью строится соответствующая модель и формулируется специальная теорема. Сразу отмечу, что это первое не только в отечественной, но и в мировой литературе исследование. Доказывается, что с динамической точки зрения возможны только три вида конфликтного состояния и столько же видов бесконфликтного состояния. Самый выдающийся теоретический результат этой главы состоит в
доказательстве, что при определенных условиях конфликты могут способствовать стабильному развитию системы (стабилизирующие конфликты) и, наоборот, также при определенных условиях отсутствие конфликтов (синергизм и антагонизм системы, достигшие определенного критического уровня) также приводит к разрушению системы. Чрезвычайно интересны так называемые трансформационные теоремы, указывающие условия, при которых конфликтные системы превращаются в бесконфликтные и наоборот.
Из приложений интересен динамический анализ главных результатов "Социокультурной динамики" П. Сорокина.
В пятой главе формулируется теоретико-игровая модель конфликта. В терминах этой модели анализируется субъективная составляющая любого реального конфликта ѕ предпочтения, действия и стратегии игроков. С большим мастерством анализируются главные идеи и результаты классической теории игр Дж. Фон Неймана и О. Моргенштерна, ее последующие улучшения (теория метаигр Н. Ховарда и теория анализа конфликтов Н. Фрэзера и К. Хайпеля).
Главный результат этой главы соответствует основному утверждению структурной модели: любой конфликт имеет, по крайней мере, одно стабильное, то есть устраивающее все стороны, решение. Это фактически означает, что неразрешимых конфликтов не существует. Из приложений мое внимание привлек внимание теоретико-игровой анализ Кубинского и Суэцкого кризисов.
Главный результат всего исследования представляет, на мой взгляд, шестая глава книги. В ней сформулирована так называемая структурно-игровая модель конфликта. В этой модели соединились по правилам хорошего сюжета начало исследования - структурная модель конфликта и его конец - теоретико-игровая модель конфликта. Структурно-игровая модель конфликта - самый существенный вклад В.А. Светлова в формирование единой теории конфликта.
Полный анализ всех ее теоретических и практических возможностей еще впереди, но и того, что уже сделано, достаточно, чтобы заявить о серьезном прорыве в области теоретической и прикладной конфликтологии. В этой главе большой интерес у меня вызвал конфликтологический анализ известных сказок А.С. Пушкина.
В целом я отмечаю три достоинства рецензируемой книги. Во-первых, в ней систематически сформулированы концептуальные предпосылки и построены модели, необходимые для институционализации конфликтологии как самостоятельной научной дисциплины. Во-вторых, эти предпосылки и модели носят универсальный характер и применимы в любой области социального, гуманитарного и психологического знания. В-третьих, книга содержит разнообразную
аналитическую технику моделирования и исследования конфликтов. Вместе эти достоинства свидетельствуют о чрезвычайно высоком уровне проделанной работы.
От учебной литературы не требуется обязательная новизна материала. Достаточно методически правильного его изложения. Книга В.А. Светлова значительно превосходит все стандарты подобного рода литературы. Но она к тому же вносит настолько важный вклад в наше понимание сущности и функций конфликта, что ее смело можно отнести и к фундаментальным научным работам. Объединение талантливо написанного учебного пособия с настоящей
научной работой, удовлетворяющей к тому же острейшую общественную потребность, делает рецензируемую книгу уникальным и чрезвычайно актуальным произведением.
Книга В.А. Светлова рекомендуется всем, кто хочет по-настоящему овладеть наукой и искусством анализа конфликтов и научиться творчески применять полученные навыки в реальной жизни.
Проф. В.П. Огородников
|